В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Калмыкия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Участие калмыков в Великой Отечественной войне 1812 года

Автор-разработчик: Хулхачиева Э.В., Почетный работник общего образования РФ, учитель краеведения МОУ «СОШ №3 им. Н.Г. Сергиенко» г. Элиста РК

О доблести калмыцких воинов в битвах с наполеоновской армией сложено немало песен:

Мы помчимся следом за тобой, мы сломаем силу орд французских!
Командир веди нас смело в бой. Ради нас и наших братьев - русских!


Летом 1812 года более чем 600-тысячная французская армия во главе с Наполеоном 1-ым Бонапартом перешла русскую границу. Вместе с народами России на защиту Отечества встали и калмыки.


Перед лицом грозной опасности Правительство России принимает решение об усилении армии. Император Александр 1 издает именной указ «О формировании калмыцких кавалерийских полков».


Калмыки - потомки воинственных Ойратов, славились как бесстрашные и ловкие войны, прекрасные кавалеристы. Они служили надежной охраной южных границ России и неоднократно участвовали в ее военных походах. В войне с Наполеоном калмыки выставили 3 своих полка, в каждом из которых насчитывалось по 500 всадников. Командиром 1 Астраханского калмыцкого кавалерийского полка стал молодой наместник Джамба Тайша Тундутов.


 В жарких схватках с врагом калмыцкие конники показали отличную боевую подготовку и примеры неустрашимой храбрости - это неоднократно отмечалось приказом командования.

Вы видите портрет нойона Сербеджаба Тюменя. Его отец нойон Тюмень Джиргалан призвал в свое имение Тюменевку лучших наездников кочевья. Он обеспечил их обмундированием, вооружил и дал в командиры своего старшего сына. Сербеджаб был уже опытным военным, служил на Кавказе, имел звание майора.


На рисунке - владелец хошеутовского улуса нойон Сербеджаб Тюмень с женой и сыном. Как же в России появился род Тюменей? Когда-то дед Сербеджаба - Дегжит, спасаясь от китайских завоевателей, оказался в русском городе Тюмень. Здесь у него родился первенец, которого Дегжит в честь города, давшего ему спасение, назвал Тюмень Джиргалан. В этом городе Дегжит пробыл недолго, вскоре он перебрался к волжским калмыкам. И основал село Тюменевка.


Кроме двух Астраханских полков, калмыки выставили и 3-ий - Ставропольский кавалерийский полк. Также калмыки входили в состав кавалерийского корпуса донских казаков под предводительством гетмана Матвея Ивановича Платова.


В составе передовых частей русской армии калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Об этих триумфальных для России днях позднее напишет поэт, участник похода, Федор Глинка.



Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык
И в Тюльери у часового сиял как дома русский штык.
Победа над Наполеоном было делом поистине всенародным!




Хошеутовский хурул построен в честь победы в войне 1812 года и в память о погибших воинах-калмыках. Находится он на левом берегу Волги в селе Речное Астраханской области. Идея строительства храма принадлежит младшему сыну Тюмень Джиргалана – Батур-Убуши. Батур-Убуши также участвовал в походе 1812 года. Летом 1814 года он с делегацией калмыков Хошеутовского улуса приехал в Петербург на торжества по случаю празднования победы над Наполеоном. Одним из центральных мест торжества был Казанский собор. Атмосфера всеобщего ликования, гордость за калмыцкий народ породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного сооружения в родных степях. По возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Сербеджабу. Сербеджаб поддержал его и согласился принять на себя часть расходов. Так, автором проекта храма является Батур-Убуши Тюмень и монах Гаван Джимбе. Какова судьба храма сегодня? К сожалению, он разрушен, заброшен и забыт. Однако в планах руководства нашей республики намечено воссоздание и реконструкция Хошеутовского хурула как действующего храма.


Строителями храма были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священный родовой знак хошеутовских нойонов Тюменей - знак рода. Еще в далекой Джунгарии прославился этот род своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина. Отсюда и название рода «хош», т.е. клин. Исследователь Житецкий назвал Хошеутовский хурул «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой».



Высокий боевой дух и уверенность в победе над врагом передает нам картина народного художника России Гарри Олеговича Рокчинского. В первые же дни сражения калмыцкие воины сложили песни: «Маштг бор», «Сём хамрта парнцз». Автором последней, по преданию, является поэт Оньчхан Джиргл.



 «Надо отдать должное калмыкам, которые в наше русское дело вложили все свои силы, всю душу. Не может быть забыт калмык как сын великой страны, для сберегания единства которой и он проливал всю свою кровь.» Вспомним сегодня эти слова русского ученого Григория Прозрителева. Он видел в калмыках и Калмыкии часть общей своей родины и часть общей своей истории. Воздадим должное предкам, на протяжении 4-х столетий отдававшим все свои силы, всю душу в борьбе за интересы и величие Отечества - России.