Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Калмыкия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Участие калмыков в Великой Отечественной войне 1812 года

Автор-разработчик: Хулхачиева Э.В., Почетный работник общего образования РФ, учитель краеведения МОУ «СОШ №3 им. Н.Г. Сергиенко» г. Элиста РК

О доблести калмыцких воинов в битвах с наполеоновской армией сложено немало песен:

Мы помчимся следом за тобой, мы сломаем силу орд французских!
Командир веди нас смело в бой. Ради нас и наших братьев - русских!


Летом 1812 года более чем 600-тысячная французская армия во главе с Наполеоном 1-ым Бонапартом перешла русскую границу. Вместе с народами России на защиту Отечества встали и калмыки.


Перед лицом грозной опасности Правительство России принимает решение об усилении армии. Император Александр 1 издает именной указ «О формировании калмыцких кавалерийских полков».


Калмыки - потомки воинственных Ойратов, славились как бесстрашные и ловкие войны, прекрасные кавалеристы. Они служили надежной охраной южных границ России и неоднократно участвовали в ее военных походах. В войне с Наполеоном калмыки выставили 3 своих полка, в каждом из которых насчитывалось по 500 всадников. Командиром 1 Астраханского калмыцкого кавалерийского полка стал молодой наместник Джамба Тайша Тундутов.


 В жарких схватках с врагом калмыцкие конники показали отличную боевую подготовку и примеры неустрашимой храбрости - это неоднократно отмечалось приказом командования.

Вы видите портрет нойона Сербеджаба Тюменя. Его отец нойон Тюмень Джиргалан призвал в свое имение Тюменевку лучших наездников кочевья. Он обеспечил их обмундированием, вооружил и дал в командиры своего старшего сына. Сербеджаб был уже опытным военным, служил на Кавказе, имел звание майора.


На рисунке - владелец хошеутовского улуса нойон Сербеджаб Тюмень с женой и сыном. Как же в России появился род Тюменей? Когда-то дед Сербеджаба - Дегжит, спасаясь от китайских завоевателей, оказался в русском городе Тюмень. Здесь у него родился первенец, которого Дегжит в честь города, давшего ему спасение, назвал Тюмень Джиргалан. В этом городе Дегжит пробыл недолго, вскоре он перебрался к волжским калмыкам. И основал село Тюменевка.


Кроме двух Астраханских полков, калмыки выставили и 3-ий - Ставропольский кавалерийский полк. Также калмыки входили в состав кавалерийского корпуса донских казаков под предводительством гетмана Матвея Ивановича Платова.


В составе передовых частей русской армии калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Об этих триумфальных для России днях позднее напишет поэт, участник похода, Федор Глинка.



Я видел, как коня степного на Сену пить водил калмык
И в Тюльери у часового сиял как дома русский штык.
Победа над Наполеоном было делом поистине всенародным!




Хошеутовский хурул построен в честь победы в войне 1812 года и в память о погибших воинах-калмыках. Находится он на левом берегу Волги в селе Речное Астраханской области. Идея строительства храма принадлежит младшему сыну Тюмень Джиргалана – Батур-Убуши. Батур-Убуши также участвовал в походе 1812 года. Летом 1814 года он с делегацией калмыков Хошеутовского улуса приехал в Петербург на торжества по случаю празднования победы над Наполеоном. Одним из центральных мест торжества был Казанский собор. Атмосфера всеобщего ликования, гордость за калмыцкий народ породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного сооружения в родных степях. По возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Сербеджабу. Сербеджаб поддержал его и согласился принять на себя часть расходов. Так, автором проекта храма является Батур-Убуши Тюмень и монах Гаван Джимбе. Какова судьба храма сегодня? К сожалению, он разрушен, заброшен и забыт. Однако в планах руководства нашей республики намечено воссоздание и реконструкция Хошеутовского хурула как действующего храма.


Строителями храма были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священный родовой знак хошеутовских нойонов Тюменей - знак рода. Еще в далекой Джунгарии прославился этот род своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина. Отсюда и название рода «хош», т.е. клин. Исследователь Житецкий назвал Хошеутовский хурул «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой».



Высокий боевой дух и уверенность в победе над врагом передает нам картина народного художника России Гарри Олеговича Рокчинского. В первые же дни сражения калмыцкие воины сложили песни: «Маштг бор», «Сём хамрта парнцз». Автором последней, по преданию, является поэт Оньчхан Джиргл.



 «Надо отдать должное калмыкам, которые в наше русское дело вложили все свои силы, всю душу. Не может быть забыт калмык как сын великой страны, для сберегания единства которой и он проливал всю свою кровь.» Вспомним сегодня эти слова русского ученого Григория Прозрителева. Он видел в калмыках и Калмыкии часть общей своей родины и часть общей своей истории. Воздадим должное предкам, на протяжении 4-х столетий отдававшим все свои силы, всю душу в борьбе за интересы и величие Отечества - России.