Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Калмыкия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Информация о положительной судебной практике

Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области, Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №30» ФСИН России (далее – ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России), Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Калмыкия (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия), ФСИН России о компенсации морального вреда в размере 300 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец с учетом уточнений обратился в суд с указанным иском, указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия, является инвалидом 2 группы (бессрочно). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) ему предусмотрены следующие виды мероприятий: медицинская реабилитация (восстановительная терапия: диспансерное наблюдение травматолога, медикаментозная терапия; протезирование и ортезирование: эндопротезирование левого тазобедренного сустава); социальная реабилитация (социально-бытовая адаптация). В состав ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России входит обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, Медицинская часть № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, осуществляющее свою деятельность на территории исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия. Пунктами 2 и 5 Порядка обеспечения условий проведения реабилитационных мероприятий, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.09.2015 № 222, установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. В нарушение указанных требований ответчики надлежащих мер к реабилитации истца не принимают. Так, согласно справке выданной начальником Медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Д. истец последний раз осмотрен травматологом ортопедом 23.10.2018, в 2019 и 2021 году на консультацию к врачу травматологу не направлялся, реабилитационные и абилитационные мероприятия не проводятся. Согласно ответу прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия от 19.08.2021 с момента прибытия осужденного Н. в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия в нарушение требований ст. 101 УИК РФ не приняты меры к получению инвалидом ИПРА, в связи, с чем внесено представление руководству УФСИН России по Республике Калмыкия. Кроме того, в нарушение названных требований закона ответчики надлежащих мер к обеспечению лекарственными препаратами истца не предпринимают. Изложенные обстоятельства, по мнению истца, позволяют сделать вывод о бездействии ответчиков, выразившиеся в непринятии мер, направленных на реабилитацию истца Н. и обеспечение лекарственными препаратами. В связи с непринятием мер, направленных на реабилитацию, утратил привычный уклад жизни, нуждается в посторонней помощи, испытывает нравственные страдания, связанные с переживаниями по поводу дальнейшего состояния здоровья.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пп. 1 п. 3 ст. 158 ГК РФ по искам о возмещении вреда за счет казны РФ, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств в лице ФСИН России.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено право лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, осужденный Н., отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия с 2016 года.

Прибыл в учреждение с установленной ранее 2 группой инвалидности (бессрочно), состоит на диспансерном учете в Медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России с диагнозом: «Постравматическая энцефалопатия. Гипертоническая болезнь II степени, рис ССОЗ. СН 2 ФК-1ст. Начальная катаракта, ангиопатия сосудов сетчатки обоих глаз. Хронический комбинированный геморрой III степени».

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида № 1584 к акту освидетельствования № 2330 от 24.10.2008 выдана 28.10.2008 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» разработана повторно бессрочно.

На момент прибытия в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия ИПРА в личном деле осужденного Н. отсутствовала.

Заявление истца или его представителя о проведении реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида для организации работы по реализации данных мероприятий, в адрес исправительного учреждения не поступало.

Истец Н., обращаясь с настоящим иском, указывает на непринятие ответчиками надлежащих мер к реабилитации его как инвалида мер и обеспечению лекарственными препаратами.

Судом установлено, что Медицинская часть № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России осуществляет деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность ФС-08-01-000396 от 19.12.2019, из которой следует, что Медицинская часть № 4 специализированную медицинскую помощь по профилю «Травматология» не осуществляет.

Указанный вид помощи в виде амбулаторного или стационарного лечения для осужденных УФСИН России по Республике Калмыкия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и приказом Министерства юстиции от 28.12.2018 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лица, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы» на основании заключаемых контрактов на оказание медицинских услуг лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным по стражу, с лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения Минздрава Калмыкии.

Как установлено судом и следует из данных Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия по результатам рассмотрения представленной медицинской документации истец Н. в период с 07.06.2016 по настоящее время в полном объеме получает лечение и консультации узких специалистов в условиях Медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России. 26.08.2021 осужденному Н. в условиях хирургического стационара БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» проведено оперативное лечение: открытая геморроидэктомия на 3,7 и 11 часах. 27.08.2021 выписан с рекомендациями наблюдение амбулаторное по месту отбывания наказания.

Однако согласно записям в медицинской карте в период с 30.08.2021 по 13.09.2021 осужденный не являлся в медицинскую часть за лекарственными препаратами, обработку после операционных ран. Отказ аргументирует проведением перевязочных мероприятий самостоятельно. ИПРАИ осужденного Н. № 1584 к акту освидетельствования №2330 от 24.10.2008, выданной 28.10.2008 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия», не предусмотрено обеспечение ортопедической обувью и ортопедическим матрацем. Рекомендовано пройти консультативный осмотр врача-ортопеда для решения вопроса о целесообразности направления на медико-социальную экспертизу для коррекции ИПР с указанием конкретных ортопедических изделий.

В соответствии с ответом ГУ-РО ФСС РФ по Республике Калмыкия от 25.08.2021 № 14-12/0805-4832 осужденный Н. отказался от набора социальных услуг. Согласно заявлению от 03.12.2010 № 1 на основании ИПРА от-24.10.2008 № 1584 гражданину Н. 10.12.2010 выплачена компенсация за самостоятельное приобретение эндопротеза левого тазобедренного сустава в сумме 75 000 руб. в количестве 1 шт.

Консультации с врачом-травматологом проводились с 12.09.2017, 23.10.2018. В 2019 году в связи с прохождением лечения в неврологическом отделении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» с 23.08.2019 по 28.10.2019 на консультацию к врачу травматологу не направлялся, находился под наблюдением врача-терапевта.

Вместе с тем, иных допустимых доказательств наличия в действиях должностных лиц ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, выразившихся в непринятии мер, направленных на реабилитацию (диспансерное наблюдение врачом травматологом-ортопедом) и необеспечении лекарственным препаратами в период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия истцом суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу, что медицинская помощь истцу проводилась своевременно в соответствии с требованиями, установленными нормативными положениями, в действиях должностных лиц не установлено нарушений неимущественных прав истца либо иных действий, посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага.

Предметом заявленного иска вред здоровью не является, в связи с чем вопреки доводам стороны истца основания для проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы отсутствуют.

При таких данных суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК России по Астраханской области, УФК по Республике Калмыкия, ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Калмыкия, ФСИН России.