В связи с заменой сертификата безопасности официального сайта Федерального казначейства в интернете при установлении защищенного соединения, необходимо установить корневой сертификат удостоверяющего центра, который размещен на официальном сайте Портала государственных услуг Российской Федерации.



Регионы

Размер шрифта AA

УФК по Республике Калмыкия
официальный сайт
Предыдущая версия сайта

Расширенный поиск

Информация о положительной судебной практике

Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Астраханской области, Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №30» ФСИН России (далее – ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России), Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Калмыкия (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия), ФСИН России о компенсации морального вреда в размере 300 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Истец с учетом уточнений обратился в суд с указанным иском, указал, что отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия, является инвалидом 2 группы (бессрочно). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) ему предусмотрены следующие виды мероприятий: медицинская реабилитация (восстановительная терапия: диспансерное наблюдение травматолога, медикаментозная терапия; протезирование и ортезирование: эндопротезирование левого тазобедренного сустава); социальная реабилитация (социально-бытовая адаптация). В состав ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России входит обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, Медицинская часть № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, осуществляющее свою деятельность на территории исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия. Пунктами 2 и 5 Порядка обеспечения условий проведения реабилитационных мероприятий, утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.09.2015 № 222, установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. В нарушение указанных требований ответчики надлежащих мер к реабилитации истца не принимают. Так, согласно справке выданной начальником Медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России Д. истец последний раз осмотрен травматологом ортопедом 23.10.2018, в 2019 и 2021 году на консультацию к врачу травматологу не направлялся, реабилитационные и абилитационные мероприятия не проводятся. Согласно ответу прокурора Яшкульского района Республики Калмыкия от 19.08.2021 с момента прибытия осужденного Н. в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия в нарушение требований ст. 101 УИК РФ не приняты меры к получению инвалидом ИПРА, в связи, с чем внесено представление руководству УФСИН России по Республике Калмыкия. Кроме того, в нарушение названных требований закона ответчики надлежащих мер к обеспечению лекарственными препаратами истца не предпринимают. Изложенные обстоятельства, по мнению истца, позволяют сделать вывод о бездействии ответчиков, выразившиеся в непринятии мер, направленных на реабилитацию истца Н. и обеспечение лекарственными препаратами. В связи с непринятием мер, направленных на реабилитацию, утратил привычный уклад жизни, нуждается в посторонней помощи, испытывает нравственные страдания, связанные с переживаниями по поводу дальнейшего состояния здоровья.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

По смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пп. 1 п. 3 ст. 158 ГК РФ по искам о возмещении вреда за счет казны РФ, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, от имени Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств в лице ФСИН России.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено право лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из содержания части 1 статьи 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 192 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, осужденный Н., отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия с 2016 года.

Прибыл в учреждение с установленной ранее 2 группой инвалидности (бессрочно), состоит на диспансерном учете в Медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России с диагнозом: «Постравматическая энцефалопатия. Гипертоническая болезнь II степени, рис ССОЗ. СН 2 ФК-1ст. Начальная катаракта, ангиопатия сосудов сетчатки обоих глаз. Хронический комбинированный геморрой III степени».

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида № 1584 к акту освидетельствования № 2330 от 24.10.2008 выдана 28.10.2008 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия» разработана повторно бессрочно.

На момент прибытия в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия ИПРА в личном деле осужденного Н. отсутствовала.

Заявление истца или его представителя о проведении реабилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида для организации работы по реализации данных мероприятий, в адрес исправительного учреждения не поступало.

Истец Н., обращаясь с настоящим иском, указывает на непринятие ответчиками надлежащих мер к реабилитации его как инвалида мер и обеспечению лекарственными препаратами.

Судом установлено, что Медицинская часть № 4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России осуществляет деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность ФС-08-01-000396 от 19.12.2019, из которой следует, что Медицинская часть № 4 специализированную медицинскую помощь по профилю «Травматология» не осуществляет.

Указанный вид помощи в виде амбулаторного или стационарного лечения для осужденных УФСИН России по Республике Калмыкия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 «Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы» и приказом Министерства юстиции от 28.12.2018 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лица, заключенным под стражу и отбывающим наказание в виде лишения свободы» на основании заключаемых контрактов на оказание медицинских услуг лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным по стражу, с лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения Минздрава Калмыкии.

Как установлено судом и следует из данных Территориального органа Росздравнадзора по Республике Калмыкия по результатам рассмотрения представленной медицинской документации истец Н. в период с 07.06.2016 по настоящее время в полном объеме получает лечение и консультации узких специалистов в условиях Медицинской части №4 ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России. 26.08.2021 осужденному Н. в условиях хирургического стационара БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» проведено оперативное лечение: открытая геморроидэктомия на 3,7 и 11 часах. 27.08.2021 выписан с рекомендациями наблюдение амбулаторное по месту отбывания наказания.

Однако согласно записям в медицинской карте в период с 30.08.2021 по 13.09.2021 осужденный не являлся в медицинскую часть за лекарственными препаратами, обработку после операционных ран. Отказ аргументирует проведением перевязочных мероприятий самостоятельно. ИПРАИ осужденного Н. № 1584 к акту освидетельствования №2330 от 24.10.2008, выданной 28.10.2008 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Калмыкия», не предусмотрено обеспечение ортопедической обувью и ортопедическим матрацем. Рекомендовано пройти консультативный осмотр врача-ортопеда для решения вопроса о целесообразности направления на медико-социальную экспертизу для коррекции ИПР с указанием конкретных ортопедических изделий.

В соответствии с ответом ГУ-РО ФСС РФ по Республике Калмыкия от 25.08.2021 № 14-12/0805-4832 осужденный Н. отказался от набора социальных услуг. Согласно заявлению от 03.12.2010 № 1 на основании ИПРА от-24.10.2008 № 1584 гражданину Н. 10.12.2010 выплачена компенсация за самостоятельное приобретение эндопротеза левого тазобедренного сустава в сумме 75 000 руб. в количестве 1 шт.

Консультации с врачом-травматологом проводились с 12.09.2017, 23.10.2018. В 2019 году в связи с прохождением лечения в неврологическом отделении БУ РК «Республиканская больница им. П.П. Жемчуева» с 23.08.2019 по 28.10.2019 на консультацию к врачу травматологу не направлялся, находился под наблюдением врача-терапевта.

Вместе с тем, иных допустимых доказательств наличия в действиях должностных лиц ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, выразившихся в непринятии мер, направленных на реабилитацию (диспансерное наблюдение врачом травматологом-ортопедом) и необеспечении лекарственным препаратами в период отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия истцом суду не представлено, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу, что медицинская помощь истцу проводилась своевременно в соответствии с требованиями, установленными нормативными положениями, в действиях должностных лиц не установлено нарушений неимущественных прав истца либо иных действий, посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага.

Предметом заявленного иска вред здоровью не является, в связи с чем вопреки доводам стороны истца основания для проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы отсутствуют.

При таких данных суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК России по Астраханской области, УФК по Республике Калмыкия, ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Калмыкия, УФСИН России по Республике Калмыкия, ФСИН России.